Наблюдения

Concerto grosso

Гриф скрипки крупным планом
Фото: www.pxhere.com

Накануне выходных довелось послушать в исполнении Омского камерного оркестра три произведения в жанре «кончерто гроссо» разных композиторов. Был в программе и «Concerto Grosso № 1» Альфреда Шнитке, и «Палладио» современного композитора Карла Дженкинса.

Специально мы бы на Шнитке, конечно, не пошли. Но раз уж так сложилось, было любопытно проверить свои прежние впечатления.

Есть звучания, которые физиологически приятны: шорох листвы, шум дождя, плеск волн.

Возможны, разумеется, исключения: у пушкинских старика и старухи рокот прибоя вызывал, должно быть, сложные чувства. Или вот Сан Саныч Блок под звук дождя стеклянный всё пытался — и никак не мог — решить какой-то мучительный вопрос. Примеры можно умножать, но суть ясна: дело здесь обычно в психологии, а не в физиологии.

Есть звуки, которые, напротив, физиологически неприятны: долбёж перфоратора, крик боли, скрип железа по стеклу. Опять-таки, бывают исключения: возможно, вы просто любите перфораторы. Но опять-таки физиология восприятия тут не при чём.

Музыку Дженкинса нужно (и приятно!) слушать ушами. Музыку Шнитке — левым полушарием мозга. Чисто физиологически она заставляет меня страдать.

А в вопросах искусства и гастрономии я чертовски бескомпромиссен, ибо не готов оплачивать телесным дискомфортом сомнительные левополушарные удовольствия 🙂