Марсель Дюшан Фонтан реплика в музее искусство Омска
Наблюдения

Унитазы в искусстве

Проблема унитазов в искусстве занимает меня давно. Точнее, не унитазов как таковых, а эстетической обратимости предметов, которые способны в зависимости от контекста выступать и в качестве арт-объектов и в качестве обычной бытовой утвари.

Меня всегда огорчало, что Марсель Дюшан, автор знаменитого «Фонтана», сделав первый шаг в этом направлении (превращение обыденного предмета в арт-объект), не решился на второй – придать своему произведению полную функциональную обратимость. Впрочем, оно и не удивительно: публика в те времена ещё не успела выработать привычку к эпатажным жестам. Даже в его классическом виде «Фонтан» (подержанный писсуар с надписью «R. Mutt 1917») не сразу удалось пристроить на выставку.

В 90-е группа отвязных питерских художников соорудила полнофункциональную реплику «Фонтана». Раздобыв писсуар и подключив его к сантехническим коммуникациям, они устроили в переоборудованной под мастерскую квартире то ли приватную выставку, то ли вечеринку для единомышленников: обильно поили всех пивом, предлагали солёные закуски, а туалет заперли, так что у накачавшихся пивом художников не оставалось выбора: либо справлять нужду прямо в «Фонтан», либо искать счастья в ближайшей подворотне.
Впрочем, воспользовался ли кто-то провокационным арт-объектом по назначению, осталось неизвестно. Да и сам «Фонтан-2» (как, кстати, и первая версия оригинального произведения) не сохранился.

Были и другие вариации на тему Дюшановой инсталляции. Перечислять их здесь не буду. Замечу лишь, что полной функциональной обратимости (без перекосов в сторону бытовой или эстетической функции) никому, по моему скромному мнению, добиться не удалось.
Представьте же моё неподдельное счастье, когда в мужском туалете музея «Искусство Омска» я обнаружил этот малоприметный экспонат!

В «Фонтан» можно помочиться, можно им полюбоваться. Можно гармонично совместить бытовую функцию с эстетической. В дамском туалете (по словам жены) подобного объекта нет, что очень правильно. Да, не совсем политкорректно – зато не искусственно.

То, что не удалось именитым Балдессари и Косолапову (их реплики неприятно поражают своей надуманностью), неожиданно получилось у омских музейщиков.

Приятно, что начало нового года оказалось отмечено таким ярким эстетическим впечатление 😊