Море, остров
Заметки

Поддержка и опора

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» 

И.С. Тургенев

Все мы со школы хорошо знаем эти слова.

Не скрою, раньше я совсем не слышал в них живого человеческого чувства — слишком пафосными, риторически выверенными, подчёркнуто олитературенными они мне казались. 

И.С. Тургенев. Senilia. Стихотворения в прозе

И вот вчера, случайно припомнив их, я вдруг понял, что примерно то же самое по сути (пусть и в каких-то других выражениях, более подходящих нашему времени) мог бы сейчас сказать и я.

Мы начали вести свои «Филологические беседы…», потому что они помогают нам на время освободиться от давления внешних обстоятельств. Это наша личная территория свободы, свободно разделяемая с другими.

Язык хорош тем, что он принадлежит всем, и никому в отдельности. Он, как отражение на поверхности спокойной воды, текуче воспроизводит черты реальности. Но под этой зыбкой, искажаемой случайными порывами ветра иллюзией — тысячи и тысячи футов горько-солёной глубины,  куда не проникает свет назойливого солнца, одержимого манией авторитарного контроля над мирозданием.

Язык — это продукт и физиологическая основа жизнедеятельности общества. Коммуникации — информационный аналог нервных импульсов, благодаря которым огромный и неуклюжий социальный организм дышит, двигается, питается, растёт. И постепенно учится мыслить.

Но можно сказать иначе (и тут не будет никакого противоречия): язык — это я, а я — это и есть язык. Каждый из нас как биологическое существо создан миллиардами лет эволюции, упакованными в две соединившиеся по воле случая цепочки ДНК.

Однако как человек, как личность, каждый из нас целиком и полностью сотворён языком, измыслен по его образу и подобию.

Язык есть высшая (первая и последняя) мера нашей человечности. Увы, в том числе и в общепринятом значении этого устойчивого оборота.

И всё же я убеждён, что развитие языка — это не прямое, линейное продолжение биологической эволюции, а намёк на возможность освобождения от её безликой (и обезличивающей) тирании.

Неизбежность смерти каждого отдельно взятого организма — вот главный козырь естественного отбора, самый мощный и безотказный инструмент эволюционного приспособления. Страх смерти, щедро приправленный стремлением выжить любой ценой и готовностью убивать, чтобы не быть убитым, — вот самый надёжный и эффективный стимул эволюционного успеха.

Самим своим происхождением язык подтверждает безотказность этой нехитрой стратегии. И в то же время самим фактом своего существования он не перестаёт яростно её отрицать.

Наша иррациональная, неистовая жажда бытия (хотя бы виртуального, в качестве «нерукотворного» словесного подобия) — вот главная созидательная сила языка, источник его (и нашей) творческой энергии. Однако личное бессмертие в слове по определению неосуществимо вне всеобщего. Чем энергичнее (и агрессивнее) мы утверждаем в языке ценность своего личного бытия, тем прочнее мы утверждаем в нём ценность бытия как такового.

Биологическая эволюция обрекает нас на смерть. Мотивирует страхом. И равнодушно вручает нам незаполненную индульгенцию на убийство.

Язык обрекает нас на бытие. Искушает мучительной жаждой созидания. 

И хочет подарить нам бессмертие.

Поэтому в «Филологических беседах с котом Тимофеем» мы и дальше будем говорить о языке.

А точнее — о человечности.