Городское текстуальное бессознательное
Недавно мне пришла в голову ненаучно-фантастическая гипотеза. Известно, что городское пространство всюду организовано по-разному. Его структура зависит от культурных традиций, климатической зоны, рельефа местности, столичности/провинциальности, смешения построек разных эпох и множества иных факторов.
Строение городского пространства определяет то, как перекрывают друг друга его составляющие, какие ракурсы и наложения они образуют при взгляде с наиболее естественных для этого топоса точек зрения.
Меня всегда особенно интересовали соседства и наложения городских текстов.
Вывески, указатели, афиши, граффити — это то, что город сам хочет рассказать о себе.
Их неожиданные, никем не предвиденные резонансы, то, как они в определённом ракурсе частично затеняются другими вывесками и частями зданий — это голос городского бессознательного. Это то, что город смутно чувствует о себе, но в чём ни себе, ни другим он не готов признаться.
«БАРД», «МЕНТЫ», «Б*ЛЯШИ», — тяжело ворочая языком, бормочет Омск. «О*НЕЗАЩИТА», — восклицает он в тёмном, сонном бреду.
Мне любопытно: одинаков ли язык текстуального бессознательного разных городов?
Будь у меня неограниченно много времени и ограниченно (но достаточно) много денег, я бы, пожалуй, поездил бы не торопясь из города в город. Искал бы типичные ракурсы, снимал, сравнивал, обдумывал.
Но чувствую, что в нашу прагматичную эпоху даже самый крышесъехавший грантодатель не выделит ни копейки на эту увлекательную, и такую возвышенно-бесполезную, работу 😉