Заметки

Плебейство

Недавно ознакомился с любопытной научно-популярной статьёй. Позволю себе привести обширную цитату:

«В язык россиян возвращаются слова-маркеры бедности. Какими бы успешными, патриотичными и сытыми ни изображала граждан пропаганда, как бы сами граждане ни верили в свое величие, есть один предатель, который выдает с потрохами их истинное неблагополучие. Это язык. Сегодняшний язык россиян говорит нам, что люди стали жить плохо. … Возьмем для начала слово «лакомиться». Его употребляют люди, ограничивающие себя в тратах на еду. … К сожалению, людей, которые любят «лакомиться», в России стало больше. Слово это почти исчезло из массового употребления лет на десять. Это ужасно. Еще ужаснее то, что теперь россияне считаю лакомством: творог, мясо, фрукты, рыбу, конфеты… Другое слово из этого ряда — «баловать». «Иногда балую себя творожком» — рассказывает журналистам провинциальная учительница, еле сводящая концы с концами. «Яблочки покупаю только с получки — побаловать детей» — делится другая учительница … Еще один маркер — те самые «творожок» и «яблочко». Уменьшительные формы, применяемые к продуктам, выдают подобострастное к ним отношение. А подобострастие к творогу или яблокам возникает только у людей недоедающих, причем, недоедающих здесь и сейчас. … Ни в какой блокадной или военной мемуаристике вы не встретите повального употребления уменьшительных форм слов «хлеб», «молоко», «каша»».
http://rufabula.com/

Наука отличается от пропаганды тем, что любая теория обосновывается анализом фактов. Если факты, напротив, насильственно подгоняются под дорогую для автора идею — это не научное исследование, а пропагандистская агитка.

Я очень ценю выпускников Высших Пропагандистских Курсов имени Последнего Олигарха России Михаила Ходорковского и с удовольствуем читаю написанные ими забористые материалы.

При всём том хотелось бы заметить:

1. Коллеги, ваша учебная программа несколько устарела. Так, например, уже давно пора исключить из неё мифологему Нищей Учительницы Из Глубинки. Я понимаю, что у состоятельных москвичей, имеющих о провинциальных учительницах в основном теоретическое представление, образ угнетённой педагогини, покупающей творог исключительно по Большим Праздникам (вроде Дня Независимости России), по-прежнему способен вызвать сострадательную слезу. Однако я, ввиду особенностей своего местообитания и профессиональной деятельности знаком с провинциальными учительницами не понаслышке и могу ответственно заявить: за последние лет пять материальное положение учителей заметно изменилось к лучшему. Сегодня учитель со стажем, который хочет и умеет работать, способен зарабатывать вполне достойные по меркам Омска деньги. Да, молодые специалисты по-прежнему получают зарплату, позволяющую худо-бедно сводить концы с концами, и это проблема. Но в целом ситуацию не сравнить с началом двухтысячных, не говоря уже о девяностых.

2. Да, в девяностые годы мы, конечно, жили сыто и привольно. Все до отвала набивали брюхо редкими деликатесами, ездили на модные курорты и одевались от дорогих кутюрье.

В начале двухтысячных обстановка резко ухудшилась, но на жизнь и бутербродик с чёрной икрой по выходным ещё хватало.
А вот сейчас — да, полная гуманитарная катастрофа. Население массово недоедает, скоро наступит Голод.

Проще говоря: уважаемые выпускники, реалистическая доминанта в искусстве, конечно,  давным-давно не в тренде, но в политическом обольщении её никто не упразднял: художественный вымысел здесь обязан быть достоверным, иначе у обольщаемых возникают когнитивные диссонансы, что чревато подрывом доверия.

Никаких социологических изысканий я не проводил, но, непредвзято оглядываясь вокруг, понимаю, что уровень жизни основной части населения у нас варьируется от приемлемого до откровенно  посредственного, если не сказать более. И в то же время, пытаясь вспомнить хотя бы один период в истории нашего многострадального отечества, когда людям жилось бы безоговорочно лучше, чем сегодня, ни одного такого периода я вспомнить не могу. А вот десятилетия, когда жилось много и много хуже, почему-то вспоминаются без всяких усилий.

И главное.

3. Господа выпускники, ну в каком дурацком учебном пособии вы начитались, что подобострастное отношение к еде — это «маркер бедности»? Подобострастное отношение к еде — это признак плебейского сознания. И только так!

Если некто имеет привычку «кушать творожок» и «баловать себя яблочками», это ровным счётом ничего не говорит об экономическом положении в стране и очень многое — о психологии конкретного индивида. Нормальному, просвещённому, обладающему чувством собственного достоинства человеку такие «маркеры» попросту не лягут на язык (разве что в сугубо ироническом смысле) — живёт ли он в блокадном Ленинграде или в  разорённой России начала 90-х.

А вот почему у нас в последние годы из людей так попёрло плебейство и какие общественные процессы тому виной — это очень хороший вопрос!

И вот об этом бы как раз стоило вдумчиво порассуждать.

А не об униженных и оскорблённых провинциальных агит-учительницах, хронически недоедающих творожку.

P.s. Добрые люди кинули ссылку на пост Марины Юденич, посвящённый той самой «творожковой» статье. Рекомендую к прочтению 🙂
http://marina-yudenich.livejournal.com/