Россия — цивилизованная страна?
Читаю книгу турецкого археолога Ильхана Акшита, который занимался реконструкцией троянского коня, руководил реставрацией дворца Долмабахче в Стамбуле и множества других архитектурных памятников.
Называется она прелюбопытно: «Турция — цивилизованная страна».
Подозреваю, что перевод слишком прямолинеен и не учитывает некоторых смысловых нюансов. На самом деле автор говорит о том, что Турция — страна великих цивилизаций прошлого и достойная их наследница.
Но, как часто бывает, именно случайный сбой обнажает подлинную природу вещей. Помните рассуждение Довлатова о том, что в советских газетах только опечатки правдивы? — «гавнокомандующий» вместо «главнокомандующий», «коммунисты осуждают решения Партии» — вместо «обсуждают» и т.п.
Так вот, «Турция — цивилизованная страна» — это очень турецкая постановка вопроса 🙂
Хотя у современной Турции много больше общего с Россией, чем с Европой, Турция очень гордится своей цивилизованностью и европейскостью — почти так же сильно, как и своей турецкостью.
Конечно, отчасти это гордость напоказ, гордость вопреки. Говоря «я — турок» и «я — европеец», коренной обитатель Анатолии в глубине души понимает, что, с точки зрения коренного европейца, первое — не столь уж почётно, а второе — не столь уж бесспорно, как представляется ему, живущему по другую строну Босфора. И тем не менее «турецкая» и «европейская» половинки сознания ухитряются довольно-таки мирно уживаться в одной голове, неплохо взаимодополняя друг друга.
У нас, россиян, безнадёжно (и не без мазохистского удовлетворения) распятых между Азией и Европой, даже такая относительная гармония невозможна.
Я не представляю себе книги французского, немецкого или, например, итальянского автора под названием «Франция (Германия, Италия) — цивилизованная страна» — разве что в сугубо ироническом смысле. Не будем сейчас рассуждать о том, имеет Европа право никому и ничего не доказывать или не имеет. Во всяком случае, она может себе позволить этого не делать.
Но я не представляю себе книги с аналогичным названием и в России.
Мы слишком болезненно переживаем нашу разобщённость с Европой и, втайне завидуя европейской налаженности жизни, европейскому порядку (не в его отечественном варианте, который именуется «твёрдая рука», а нормальному, человеческому), слишком настойчиво пытаемся уверить себя, что всё это — пустяки («без Европы жили и проживём!»). Поэтому наша национальная гордость находится не в согласии с нашим «европейским чувством», а в неустранимом противоречии с ним.
Впрочем, меня не оставляет надежда, что когда-нибудь и мы сможем сказать о своей родине: «Россия — цивилизованная страна». С такой же спокойной уверенностью и гордостью, как Ильхан Акшит.