Учёности

Здесь собраны ссылки на некоторые из моих научных и учебных публикаций, подготовленных как единолично, так и в соавторстве с коллегами или со студентами.

Древнерусская литература

Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в "Житии" протопопа Аввакума)Демченков С.А. Последний из великих пророков (библейская профетическая традиция в «Житии» протопопа Аввакума). М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. 256 с. (СИРИНЪ [series minor]). ISBN 978-5-98712-848-0

Аннотация: Протопоп Аввакум – одна из самых ярких и загадочных фигур в истории Древней Руси. Оценки его личности и деятельности крайне противоречивы: его называют и величайшим на Руси еретиком, и святым; и дерзким литературным новатором, и последовательным традиционалистом. Ключ к пониманию «мятежного протопопа» как человека и как писателя даёт главное его творение – автобиографическое «Житие». Изучение идейно-философской и жанровой специфики этого памятника в аспекте библейской профетической традиции позволяет сделать вывод, что перед нами не модернизированный агиографический текст, не «первая ласточка» русского реалистического романа, и даже не духовное завещание, а … книга пророка, обнаруживающая последовательную ориентацию на ветхо- и новозаветные образцы и осмысляемая Аввакумом как самоотчёт вестника Божия об исполнении порученной ему свыше миссии.

Ключевые слова: протопоп Аввакум, житие, Раскол, старообрядчество, пророчество, профетия, пророк

Купить монографию:

MY-SHOP.RU: https://my-shop.ru/shop/books/3440299.html

МОСКОВСКИЙ ДОМ КНИГИ: http://www.mdk-arbat.ru/bookcard?book_id=4415

Статьи

Sergei A. Demchenkov, Dmitry M. Fedyaev, Natalia D. Fedyaeva, Galina V. Gornova Russian Church Schism Of The 17th Century As A Semiotic Problem // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. 2019. Vol. LVIII (SCTCGM 2018 — Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism).

Аннотация: В статье на основе метода семанализа Ю. Кристевой даётся семиотическое обоснование гипотезе о конфликте двух знаковых систем (соотносимых со средневековой ментальностью и ментальностью нового времени) как первопричине русского церковного раскола. Изучение полемики старообрядцев с последователями патриарха Никона свидетельствует о том, что последние осмысляли знак как трёхэлементную структуру, соотносимую с моделью «семиотического треугольника»: 1) referent,  2) symbol, 3) thought of reference. При этом конструкцию знака составляют второй и третий элементы; её декодирование осуществляется линейным способом – от символа к понятию. Связь между материальной формой знака и его понятийным содержанием носит условный (конвенциональный) характер: означающее может модифицироваться без потерь для содержания, при условии, что новая «конвенция о значениях» будет доведена до всех коммуникантов. Носителям средневековой ментальности, возглавлявшим старообрядческое движение, знак представлялся «семиотическим квадратом»: 1) денотат-1 (referent), 2) означающее (symbol), 3) сигнификат (thought of reference), 4) денотат-2 (духовная сущность, материальным проводником которой выступает денотат-1). Декодирование знака представляет собой трёхступенчатое восхождение к его духовному первоистоку: от символа к денотату-1 и далее – к денотату-2. Такая «лестница смыслов» строится по принципу проекции: символ воспринимается как отражение денотата-1, который выступает отражением денотата-2. В подобной «зеркальной» конструкции модификация любой из «отражающих поверхностей» (в частности означающего – как уровня наиболее доступного для вмешательства) ведёт к смысловой и духовной переориентации знака, при которой он начинает «проецировать» вовне ложную последовательность денотатов. Поэтому абсолютно невинные, с точки зрения реформаторов, формальные обрядовые реформы (замена написания «Исус» на «Иисус», двоеперстия на троеперстие и др.) воспринимались старообрядцами как попытка подмены сущности ключевых христианских символов.

Ключевые слова: знак, символ, денотат, сигнификат, семиотика, церковный раскол

Демченков С.А. К ВОПРОСУ ОБ ИСТОКАХ АВТОБИОГРАФИЗМА В «ЖИТИИ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА // Вопросы фольклора и литературы: К 70-летию со дня рождения Т. Г. Леоновой / Отв. ред. А. Э. Еремеев. Омск: Изд-во ОмГПУ, 1999. С. 15-26.

Ключевые слова: протопоп Аввакум, житие, автобиография, исповедь, проповедь, Раскол, старообрядчество, пророчество

Демченков С.А. БИБЛЕЙСКАЯ ПРОФЕТИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В «ЖИТИИ» ПРОТОПОПА АВВАКУМА (К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРА): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук / Омский государственный университет. Омск, 2003. 25 c.

Ключевые слова: протопоп Аввакум, пророчество, профетия, профетический, житие, агиография, старообрядчество, Раскол, древнерусская литература

Демченков С.А.  ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ВЕТХОЗАВЕТНОГО ПРОРОЧЕСТВА // Филологический ежегодник.  Омск, 2006. Вып. 5-6. С. 27-31

Аннотация: В статье рассматривается поэтика библейского жанра пророчества (профетии) на материале корпуса пророческих книг Ветхого Завета (в церковнославянском и русском изводах). Анализируются устойчивые речевые формулы, композиционные особенности, субъектная организация.

Ключевые слова: пророчество, профетия, пророк, Ветхий Завет, Библия, жанр, жанровое своеобразие, Священное Писание

Демченков С.А. «ПСАЛТИРЬ РИФМОТВОРНАЯ» СИМЕОНА ПОЛОЦКОГО: ПРИНЦИПЫ ПОЭТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ БИБЛЕЙСКОГО ТЕКСТА // Классическая словесность и религиозный дискурс (проблемы аксиологии и поэтики) сборник научных статей. Сер. «Эволюция форм художественного сознания в русской литературе» Уральский федеральный институт имени А. М. Горького. Екатеринбург, 2007. С. 24-33.

Ключевые слова: Псалтирь рифмотворная, Симеон Полоцкий, Библия, псалтырь, переложение

Демченков С.А. ЗАПИСАЛ ЛИ ПРОТОПОП АВВАКУМ СВОЮ РЕЧЬ НА ЦЕРКОВНОМ СОБОРЕ 17 ИЮНЯ 1667 Г.? // Культура и текст. 2004. № 7. С. 5-9.

Ключевые слова: протопоп Аввакум, житие, церковный собор 1667 года, проповедь, Дионисий Ареопагит

Демченков С.А. УЧЕНИЕ О СВОБОДЕ ВОЛИ И БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ В «СЛОВЕ О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ» МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА // Святоотеческие традиции в русской литературе: Сб. научных трудов / Отв. ред. В.В. Соломонова, С.А. Демченков. Омск: Вариант-Омск, 2006. С. 11-21.

Ключевые слова: митрополит Иларион Киевский, Слово о Законе и Благодати, божественная благодать, апостол Павел, послание к Галатам, свобода воли, божественная благодать

Демченков С.А. ХРИСТИАНСТВО В ЛИТЕРАТУРЕ И КУЛЬТУРЕ ДРЕВНЕЙ РУСИ: учебное пособие. М.-Берлин: Директ-Медиа, 2016.

Ключевые слова: Древняя Русь, древнерусская литература, древняя русская литература, христианство, православие, культура

Социальные коммуникации в XXI в. Флешмоб

Демченков С. А.  АРТЛАНГИ: ОПЫТ СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ // Познание и деятельность: от прошлого к настоящему : материалы I Всероссийской междисциплинарной научной конференции (Омск, 5 декабря 2019 года) / отв. ред. И. П. Геращенко. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2019. С. 253-258.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые социолингвистические аспекты функционирования современных артлангов (искусственных языков, созданных для нужд литературы и кино): их социально дифференцирующая и иерархизирующая функции, особенности языковой картины мира (применительно к задачам коммуникативной прагматики). Делается вывод, что артланги на текущем этапе их бытования представляют собой скорее объект социокультурного, чем социолингвистического изучения.

Ключевые слова: искусственный язык, вымышленный язык, артланг, дотракийский, квенья.

Демченков С.А. ВОЗВРАЩЕНИЕ К «ПРЕДМЕТНОМУ ПИСЬМУ»: КОММУНИКАТИВНАЯ ПРИРОДА РЕПОСТИНГА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ // Славянские чтения материалы Всероссийской научно-практической конференции. под ред. Т. П. Рогожниковой. Омск, 2013. С. 137-143.

Аннотация: Статья посвящена рассмотрению коммуникативной специфики репостинга. В отличие от традиционных вербальных коммуникаций, репостинг предполагает оперирование текстом не как линейной знаковой последовательностью, а как цельным фрагментом вещественной реальности с жестко заданной, не подлежащей никакой модификации структурой. Текстовое сообщение превращается в артефакт. Тем самым значительная часть публичных коммуникативных взаимодействий в социальных сетях сближается с примитивным «предметным письмом» и довербальными тактильно-телесными механизмами передачи информации.

Ключевые слова: репост, репостинг, социальная сеть, виртуальный артефакт, предметное письмо

Демченков С.А., Паршанина Н.С. ФЛЕШМОБ КАК ФОРМА МАССОВОЙ КОММУНИКАЦИИ: ТИПОЛОГИЯ, ПРАГМАТИКА И ПОЭТИКА // Речевая коммуникация в современной России материалы III Международной конференции: в 2 томах. Омск, 2013. С. 48-56.

Аннотация: Статья посвящена изучению флешмоба как формы массовой коммуникации. Рассматриваются принципы организации флешмобов, дается характеристика их основных разновидностей. Показано, что в основе классического флешмоба лежит принцип «остранения», который В. Шкловский считал одной из ключевых особенностей художественного творчества: классический флешмоб, как и произведение искусства, посредством нарочитого разрушения устоявшихся коммуникативных шаблонов, используемых в повседневном общении, выводит вещи и социальные процессы «из автоматизма» восприятия, являя их реципиенту / внешнему наблюдателю «странными», как бы впервые увиденными.

Ключевые слова:  флешмоб, самртмоб, массовые коммуникации, остранение

Демченков С.А., Паршанина Н.С. ФЛЕШМОБ КАК УРБАНИСТИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ И КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТЫ // Омский научный вестник. 2015. № 1 (135). С. 75-78.

Аннотация: Флешмоб (на примере одной из его разновидностей — так называемого «реального» флешмоба) рассматривается в статье как форма социальной коммуникации, переносящая специфические модели виртуальных взаимодействий в реальное пространство современного города. Показано, что флешмоб провоцирует ситуацию намеренного неразрушительного сбоя в повседневных социальных процессах. Грамматика флешмоба представляет собой пародийное обыгрывание ритуализованной грамматики социальных отношений, призванное привлечь внимание к их семантической опустошенности и наполнить их экзистенциальным содержанием.

Ключевые слова:  реальный флешмоб, социальная коммуникация, урбанизм, городское пространство,массовые коммуникации

Демченков С.А., Федяева Н.Д. ВИКИПЕДИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЯЗЫЧНОГО КОРПУСА СТАТЕЙ) // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-12. С. 2759-2763.

Аннотация: В статье анализируются возможности Википедии как аналитического инструмента при проведении лексикографических исследований. В настоящее время «народная» лексикография активно вступает в конкурентные отношения с научной, что обусловливает необходимость её изучения. Благодаря большим объёмам метаинформации, накапливаемой в «свободной энциклопедии» применительно к каждому документу, появляется возможность отслеживать историю правок произвольно взятой статьи с момента её создания, изучать субъективную мотивацию осуществлённых редакторами изменений, детально отслеживать лексикографическую активность пользователей. Заложенные в Википедию аналитические возможности позволяют существенно повысить эффективность исследований в области «народной» лексикографии. На примере конкретной энциклопедической статьи (‘Селфи’) показано, каким образом можно использовать метаданные Википедии в работе филолога. Сделан вывод о том, что статьи Википедии эволюционируют в результате конфликта разговорно-бытового и научного дискурсов.

Ключевые слова: Википедия, народная лексикография, лексикографическое исследование, энциклопедия, словарь, словарная статья, селфи

Дигитальный авангард. Сетевая словесность

Демченков С.А. ГИПЕРТЕКСТ КАК УБИЙЦА ПОСТМОДЕРНА, ИЛИ ПОСЛЕДНИЙ ИЗ РОМАН-ОВ // Святоотеческие традиции в русской литературе сборник материалов II Всероссийской научной конференции с международным участием. Омск: Вариант-Омск, 2009. Ч. II. С. 188-194.

Аннотация: В статье (на примере одного из первых российских сетевых литературных проектов Романа Лейбова — гипертекстового романа под названием «POMAH») показано, что физическая реализация гипертекста, вопреки первоначальным ожиданиям, не только не делает Интернет идеальной средой для развёртывания постмодернистского Тотального Текста, но, напротив, вступает в противоречие с постмодернистскими и постструктуральными представлениями о природе письма.

Ключевые слова: гипертект, постмодернизм, постмодерн, сетевая литература, POMAH, Роман Лейбов, постструктурализм, смерть автора

Демченков С.А. ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ «САД РАСХОДЯЩИХСЯ ХОККУ»: СПЕЦИФИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА // Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 10-4. С. 144-147.

Аннотация: Статья посвящена литературному интернет-проекту Р. Лейбова и Д. Манина «Сад расходящихся хокку». Показано, что к интерактивным гипертекстам такого масштаба и уровня сложности (более 70000 хокку, связанных друг с другом посредством системы множественных нелинейных референций) не применимы традиционные категории, обозначающие субъектов творческого процесса (автор, скриптор, реципиент).

Ключевые слова: Сад расходящихся хокку, Дмитрий Манин, Роман Лейбов, субъект, автор, скриптор, постмодернизм

Демченков С.А. МОБИЛЬНЫЙ РОМАН: ЖАНРОВАЯ И РОДОВАЯ СПЕЦИФИКА // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: История, филология. 2017. Т. 16. № 2. С. 156-164.

Аннотация: Статья посвящена так называемому «мобильному роману» — одной из модификаций романного жанра, появившейся в начале 2000-х гг. в Японии и вскоре широко распространившейся в литературах Восточной Азии, США и Западной Европы. Материалом исследования послужили, по преимуществу, англоязычные мобильные романы, в том числе классика американской «мобильной литературы» — «Вторичные воспоминания» писательницы, работающей под псевдонимом Такацу. Также рассмотрены ключевые особенности первого из мобильных романов — книги «Глубокая любовь» японского писателя Еши. Показано, что отступление от многих основополагающих принципов эпического повествования парадоксальным образом помогает мобильному роману вернуться к истокам эпической традиции. Это становится возможным благодаря равновесному соотношению внутреннего художественного времени романа и субъективного времени восприятия, созданию иллюзии личного контакта между рассказчиком и реципиентом, а также благодаря особому циклически-импульсному строению текста, возвращающему нас к древним циклическим моделям восприятия и мышления. Делается вывод, что мобильный роман представляет собой любопытный опыт «омоложения» жанра. Ценой отказа от присущих классическому роману базовых родовидовых признаков он стремится пробудить дремлющую в романном жанре нарративную энергию архаического эпоса и в то же время наполнить его живым экзистенциальным содержанием.

Ключевые слова: мобильный роман, sms-роман, жанр, эпос, эпопея, Еши, Глубокая любовь, Такацу, Вторичные воспоминания,  cell phone novell, mobile phone novel, genre, epic, Yoshi, Deep Love, Secondhand Memories, Takatsu 

Demchenkov S.A. GENESIS OF NON-GENERIC LITERARY FORMS (EPITOME — ESSAY — BLOG) // Журнал Сибирского федерального университета. Серия: Гуманитарные науки. 2017. Т. 10. № 5. С. 673-684.

АннотацияСтатья посвящена проблеме становления внеродовых форм в литературе. В работе показано, что их несоотносимость со сложившейся системой литературных родов обусловлена их особой онтологической природой. Очерк, эссе и блог отмечают три последовательных этапа формирования новой парадигмы словесного творчества, которая стремится к преодолению антиномий «искусство и действительность», «экзистенциальное и социальное», задающих точки отсчёта в системе координат традиционной словесности. Новизна использованного в статье методологического подхода заключается в том, что специфика внеродовых форм рассматривается в аспекте не только их эстетических характеристик, он и их экзистенциальной функции.

Ключевые слова: literary genre, non-generic literary forms, epitome, essay, essayism, blog, diary, existence, литературный род, внеродовые литературные формы, очерк, эссе, эссеизм, блог, дневник, экзистенция

Sergei A. DEMCHENKOV, Dmitry M. FEDYAEV, Natalia D. FEDYAEVA «Autopoet» Project: a Semantic Anomalies Generator or a New Existence Creator? // Astra Salvensis — review of history and culture, year VI, Supplement no. 1, 2018.

Аннотация: Статья посвящена проблемам компьютерной генерации семантически аномальных текстов, обладающих грамматически связной структурой, но вступающих в очевидное противоречие с логикой объективной действительности. На примере разработанного компанией «Яндекс» сервиса «Автопоэт» показано, что машинное текстопорождение представляет интерес не только в прикладном аспекте, но и как инструмент эстетического воздействия, позволяющий переосмыслить традиционные парадигмы литературно-художественного творчества. Обрабатывая миллионы поисковых запросов, «Автопоэт» генерирует на их основе абсурдистские стихотворения. Рассмотрение принципов функционирования «Автопоэта» в экзистенциальном и феноменологическом аспектах позволяет прийти к выводу, что, с одной стороны, его поэтические опыты воплощают в себе абсолютно имперсональный тип письма и, как следствие, не имеют чёткой композиционной и смысловой структуры. С другой, аморфный и ризоматичный компьютерный «автотекст» всякий раз, как здание из кирпичей, складывается из самодостаточных микротекстов, некогда введённых пользователями в поисковую строку и несущих в себе мощный экзистенциальный заряд, поскольку каждый из них фиксирует уникальный момент повседневного человеческого бытия. Таким образом, «Автопоэт», отчуждая словесно-экзистенциальные акты от совершающего их субъекта, аккумулирует их в пространстве текста, претворяя их в чистую, внеличностную экзистенцию.

Ключевые слова: семантическая аномалия, экзистенция, порождение текста, автоматическая обработка естественного языка, Яндекс, абсурд

Скачать выпуск журнала полностью

Демченков С.А., Федяева Н.Д. Вербальный хеппенинг: о некоторых моделях компьютерной генерации текстов в аспекте авангардной поэтики // Забайкальский гуманитарный вектор. № 1. 2020

Аннотация: В статье рассматриваются российские интернет-ресурсы, осуществляющие компьютерную генерацию текстов разных литературных и речевых жанров (лирическое стихотворение, литературная пародия, набросок романа в жанре фэнтези, учебный реферат, слоган, полемический комментарий). В отличие от так называемой цифровой (дигитальной) литературы, явления подобного рода совершенно не исследованы ни в эстетическом, ни в культурологическом, ни в философском аспектах. Актуальность их изучения определяется тем, что, несмотря на свою «внеэстетическую» природу, они представляют собой оборотную сторону дигитального литературного авангарда, своеобразно адаптируя для пародийных или утилитарных целей разработанные им художественные механизмы. Подобно многим авангардным феноменам в искусстве XX–XXI веков, рассматриваемые в работе проекты нацелены на преодоление физической границы между пространством текста и пространством повседневности, что обусловливает использование функционального и феноменологического методов исследования. В статье показано, что творческая продукция компьютерных текстовых генераторов типологически соотносится не с литературными произведениями традиционного образца, а с такими направлениями современного искусства, как инсталляция, энвайронмент, хеппенинг, перформанс, акционизм и т. п., где важен не столько эстетический, сколько экзистенциальный эффект, возникающий в результате прямого физического взаимодействия текста и реципиента (а не только их ментального контакта). Делается вывод, что анализируемые феномены строятся по модели хеппенинга (с учётом адаптации его поэтики к условиям цифровой вербальной среды): общую концепцию и правила взаимодействия определяет автор; реципиент включается в процесс в игровом формате в качестве «случайного гостя» и «соисполнителя», привнося в него энергию действия, наполняющего авторский замысел экзистенциальным смыслом; через контраст обыденности и внедряющегося в неё абсурда он получает возможность творческого раскрепощения и слома навязанных ему социумом стереотипов мышления и поведения.

Ключевые слова: хеппенинг, искусство действия, порождение текста, автоматическая обработка естественного языка, цифровая (дигитальная) литература, сетература, экзистенция

Активные процессы в русском языке

Демченков С.А., Федяева Н.Д. НЕОЛОГИЗМ «КОТЭ»: ПРОБЛЕМА РОДОВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ // Омские научные чтения — 2020. материалы Четвертой Всероссийской научной конференции. Омск, 2020. С. 911-916.

Аннотация: В статье рассматриваются происхождение слова «котэ» и особенности его бытования в современном интернет-дискурсе (в аспекте гендерно-родовых отношений). Показано, что эта лексема может принимать любое из трех базовых значений категории грамматического рода в зависимости от пола объекта высказывания, что сближает ее со словами общего рода. Однако, в отличие от них, родовая оппозиция для слова «котэ» является не бинарной, а тринарной: средний род выражает значение гендерной неопределенности.

Ключевые слова: котэ, грамматический род, общий род