Заметки

Сибайская Флоренция

Вот так выглядит фасад одной из лучших камнерезных мастерских в мире.

Это не ирония и не гипербола. Предприятие «Девятов и Ко», выпускающее изделия под брендом «Сибайская Флоренция», не нуждается в рекламе — его знают все, кто имеет дело с флорентийской мозаикой (как профессионал или как любитель).

Если не вдаваться в детали, флорентийская мозаика — это изображения разной степени сложности, составленные из плотно пригнанных друг к другу кусочков цветных полудрагоценных камней (яшмы и других минералов).

Опытный мастер может воссоздать в камне любое живописное полотно, любую фотографию во всём богатстве цветов и градиентов.

Работа эта кропотливая и сложная. Вначале камень на специальном станке-полуавтомате алмазной пилой распиливают на пластины толщиной несколько миллиметров. Каждый проход занимает 3-4 часа (в зависимости от величины обломка). Это самая быстрая часть производственного цикла.

Затем художник, вооружившись алмазной пилой меньшего размера, вырезает из полученных заготовок кусочки нужных цветов и форм.

Настоящий мастер камнерезного дела должен не только идеально владеть художественной техникой, но и тонко чувствовать фактуру материала, его механические свойства.

На одну «каменную картину» среднего размера уходит около полугода. Так что продукция мастерской носит штучный характер и стоит весьма недёшево. Обычный ценник существенно выше моей годовой зарплаты, что делает девятовские панно популярным подарком в среде олигархов и президентов.

Нас, впрочем, поразило другое: то, как высочайшее эстетическое совершенство, живая, трепетная магия труда раз за разом претворяется в полную эстетическую бессодержательность (если не отрицательную ценность) конечного результата.

Кто платит, тот и заказывает музыку. А кто платит, мы с вами только что выяснили 🙂

Поэтому художница, которой в мире нет (или почти нет) равных, месяц за месяцем колдует над очередной репликой Рубенса-Рафаэля-Шишкина, сделанной с телефона фоткой невесты-жены-любовницы, фактурным глухарём, растопырившим хвост, фактурным этноохотником, спускающим с руки этносокола.

Возможно, я наговариваю на Ломоносова. Возможно, я преувеличиваю значение его идейно-эстетических установок для развития искусства отечественной мозаики (тем более изготовляемой по методу «pietra dura», который он не использовал).

В конце концов, Ломоносов жил и творил в иных условиях, чем европейские мастера. И, если уж на то пошло, изготовление мозаик и финифтей интересовало его скорее как техническая, чем как художественная задача.

Но всё же зря, — эх, зря, Михайло Васильевич, разрабатывая технологию производства смальты и выискивая финансирование для своей мозаичной мастерской, вы без устали внушали потенциальным инвесторам, что главное назначение мозаики — вовек хранить «геройских бодрость лиц, приятность нежную и красоту девиц». Ну и, само собой, этноглухарей, этносоколов и этноохотников — по желанию заказчика 🙂

А лично Дамиру Айратовичу Девятову и его ученикам — мой низкий поклон!

Чем дольше я живу на свете, тем ближе мне становится концепция искусства как процесса и тем сдержаннее я начинаю относиться к концепции искусства как результата 🙂

Если будете на Южном Урале, не пожалейте времени — загляните в «Сибайскую Флоренцию» и попытайтесь напроситься на экскурсию по мастерской. Желательно, в сопровождении самого Дамира Айратовича :). Он истинный мастер своего дела и очень интересный собеседник.