Заметки& nbsp;Фотоприколы

Реклама vs PR и урбанистическая метафора

Реклама реабилитационного центра на ограде помойки

Туалет. В ожидании чуда

Сейчас я на пальцах объясню разницу между рекламой и пиаром — в лучших традициях пособий для чайников. Посмотрите на эти картинки. С чисто рекламной точки зрения, такие решения оправданны, поскольку соотношение затраченных ресурсов и полученного эффекта здесь будет положительным.

[spoiler]Конечно, презентабельнее было бы откупить билборд в центре города, но если денег на такую затею нет, сгодится и мусорка — какая-то часть целевой аудитории всё равно на это клюнет. А вот пиар-эффект «мусорная» реклама даёт, безусловно, отрицательный. В краткосрочной перспективе она худо-бедно работает, в долгосрочной — вредит, подрывая имидж организации или продукта.

Будет ли устойчивым ваш бренд, если первая возникающая в связи с ним ассоциация, — это помойка?

Итак, делаем вывод: с точки зрения пиар-эффекта, внешний контекст много более важен, чем с рекламной.

Но это было только занудное предисловие — для разогрева. Строго говоря, какова задача всех предисловий? — поселить в душе у читателя чувство согревающей сердце предопределённости. Открывший книгу должен проникнутся мыслью, что он обречён её прочесть.

Предисловие — всё равно что добрачные отношения. На этом этапе у тебя есть ещё законное право повыкобениваться: дескать, не мила мне невеста — не пойду я с нею под венец! Но первая страничка текста — это тот негласный рубеж, перейдя который, порядочный человек обязан жениться и, как бы отношения ни складывались, дошкандыбать рука об руку до самого финала. Так вот: к чему всё это затевалось?

Посмотрите ещё раз на эти картинки. Когда два абсолютно плоских и примитивных текста (например, как здесь: указатель и указатель, рекламный баннер и помойка) неожиданно сходятся в городском пространстве, нередко возникает то, что я называю урбанистической метафорой: между двумя плоскостями рождаются мощные семиотические токи, смысл из раскатанного в лепёшку (до полной однозначности и прозрачности) неожиданно становится сложным и многомерным.

Взять хотя бы раздражающе неполиткорректную, гнусную в своём вещественном натурализме, правдивую и безнадёжную метафору социальной реабилитации, невольно начертанную прижимистыми рекламщиками на помоечной ограде. Не говорит ли о нашей жизни и нашем обществе один этот неприметный символ больше, чем сотни страстных публицистических опусов?…

P.s. Спасибо Юлии Ревякиной за такое чудесное фото о нашей неискоренимой жажде чудесного! 🙂

[/spoiler]