Маленькая Катерина
В музее природы и человека в Ханты-Мансийске меня всего более поразил восьмиминутный фрагмент фильма режиссёра Ивана Головнёва «Маленькая Катерина», представляющий собой цепочку коротких эпизодов из жизни трёхлетней хантыйской девочки в традиционном оленеводческом стойбище.
Причём выбор это не вынужденный: для представителей коренных и малых народов существует множество надёжных социальных лифтов, позволяющих без чрезмерных усилий и даже столь необходимого в карьерных делах умеренного везения обеспечить себе пристойный уровень жизни (в которой есть место горячему душу, свежим простыням и маленьким интеллектуальным радостям наподобие вечернего трёпа в «Фейсбуке» [признан в России экстремистской организацией]).
Это, пожалуй, не дауншифтинг в современном понимании: т.е. не сознательный отказ от «бремени цивилизованного человека», а, скорее, сила застарелой привычки. Если ты полжизни провёл в чуме, то едва ли захочешь ломать устоявшийся жизненный уклад, чтобы потом долго и тяжело врастать в чуждую и непривычную тебе среду, где совсем иные традиции и законы.
Большинство рецензий на фильм «Маленькая Катерина» венчается каким-нибудь идиллическим пассажем наподобие этого: «Четыре года счастливого детства из жизни маленькой Катерины на хантыйском стойбище заканчиваются вторжением нефтяников».
Фильм (23 минуты экранного времени, в которые уложились два года съёмок) был закончен в 2004 году. Мне рассказывали, что сейчас Катерина учится в выпускном классе. Живёт она в интернате. С родителями видится редко. И, кажется, не испытывает никакого желания вернуться в мир своего счастливого детства.
[/spoiler]