Заметки

За что же схлопотала чернокожая Маруся?

image
Фото: www.wikimedia.org

 

Есть на Кубани такой фольклорный ансамбль «Маруся»: состоит он исключительно из чернокожих студентов, обучающихся в краснодарских вузах. А занимаются они в свободное от учёбы время тем, что, нарядившись в традиционные казачьи одежды, исполняют русские народные песни. Зрелище, надо полагать, впечатляющее 🙂

Этим летом у них было запланировано гастрольное турне по Краснодарскому краю. Первым городом был намечен Новороссийск. Однако представители местного казачества порекомендовали самозванцам отменить поездку, угрожая в противном случае устроить им такую же встречу, какую получил Алексей Навальный в Анапе (если кто не помнит, была там вялая попытка надавать по шее борцам с коррупцией, до реального мордобития так, впрочем и не доразвившаяся).

В этой истории меня поразило не очередное самодовольное проявление мракобесия, прикрывающегося так называемыми традиционными ценностями и потому неуязвимого для нашего закона-дышла.

Поразила общая абсурдность ситуации, когда одни ряженые грозят другим ряженым за то, что те не по чину рядятся.

Кто такие современные казаки? Если выкрутить в ноль регулятор патетики, чтобы оценивать факты беспристрастно, получим обыкновенных РОЛЕВИКОВ / РЕКОНСТРУКТОРОВ. Кто-то увлечённо играет в хоббитов и эльфов, кто-то — в исторических персонажей и исторические события, а кто-то — в казаков. Игру в хоббитов, как общественно бесполезную и эскапистскую по своей сути, государство не поддерживает. Игру в казаков, как общественно полезную, поддерживает, причём довольно рьяно. Вот и вся разница.

Казачество как социальный феномен — явление минувших эпох. Ещё сравнительно недавно, в начале двадцатого века, оно было реальным, сегодня — нет.

Приведу пример из смежной области. Два века назад вы могли быть дворянином, и это была реальность. Дворянин тогда отличался от не-дворянина своими правами и обязанностями, уровнем образования,  образом жизни и много чем ещё. Сегодня дворянином БЫТЬ нельзя — можно только играть в дворянство. Сегодняшний дворянин отличается от не-дворянина исключительно тем, что один считает себя дворянином, а другой не считает (а скорее, вообще никогда об этом не задумывался). Всё.

Но сегодня казак — это уже не социальный статус; современный казак — это казак по духу, скажете мне вы. Именно так. Полностью согласен. И современный дворянин — это дворянин по духу, и современный хоббит-ролевик — это хоббит по духу. Резюмируем: сегодня принадлежность к казачеству — это всего лишь вопрос самоопределения субъекта. Как и хоббитанство, и эльфийство, и все им подобные «-ства».

Возвращаясь к «Марусе». Думаю, что дело тут не в примитивном расизме (хотя и без него, возможно, не обошлось). «Маруся» огребла не за свою черномазость, а за буквализацию метафоры. Потому что одного взгляда на горько-шоколадных марусийцев в козацьких папахах довольно, чтобы понять, что ансамбль «Маруся» и нынешнее кубанское казачество — явления одноприродные. И у нигерийских студентов оснований носить эти папахи не больше и не меньше, чем у новороссийских атаманов и податаманов.